ГАРЯЧА ЛІНІЯ(050) 447-70-63
на зв’язку 24 години
Залиште свої дані
і ми зв’яжемося з вами
дякуємо за звернення

Або ж зв’яжіться з нами:

[email protected]

(050) 447-70-63

Подай скаргу

Урізані ЗМІ в урізаній області

08.12.2015, 15:28

Прежде чем анализировать медиасферу Северодонецка, необходимо обозначить некоторые важные факты, касающиеся СМИ в Луганской области вообще.

Сегодня Северодонецк является временным административным центром Луганской области. Здесь находится областная администрация и другие областные учреждения и организации, переехавшие сюда из Луганска. Казалось бы, аналогичным образом сюда должны были переместиться областные издания, редакции интернет-сайтов и телеканалы. Однако этого не произошло.

Кто с нами?

Фактически все значимые (по состоянию на начало 2014 года) средства массовой информации либо закрылись, либо остались на неподконтрольной Украине территории.

В Луганске работали три телеканала — ЛОТ (ЛОДТРК), «Ирта» и ЛКТ. Все три были захвачены сепаратистами ещё весной 2014 года, их имущество конфисковано. На базе ЛОТа в Луганске запущен сепаратистский телеканал «Луганск 24». Спустя полгода на контролируемой территории, в Северодонецке частично возобновил вещание телеканал «Ирта». Однако в связи с тем, что большая часть оборудования и ретрансляторы были захвачены сепаратистами, до сих пор канал не имеет даже половины того покрытия, которое у него было полтора года назад. В начале 2015 года со скрипом возобновил вещание телеканал ЛОТ, также переехавший в Северодонецк. Опять-таки с сильно урезанным количеством собственного эфира и на ограниченной территории.

Городские телерадиокомпании, действовавшие на территории Луганской области, практически все остались на неподконтрольной территории — Стаханов, Алчевск, Антрацит, Красный Луч — и обслуживают интересы сепаратистов.

Самые тиражные общественно-политические газеты — официальные издания Луганского областного совета и Луганской обладминистрации «Наша газета» и «Известия Луганщины» не выходят. Остальные газеты — а их в Луганске было больше десятка — либо прекратили выпуск, либо выходят на неподконтрольной территории. Только два издания возобновили выпуск в Северодонецке – это «Молодогвардеец» и «Свободный репортёр». Однако обе выходят нерегулярно и не распространяются через точки продажи прессы.

Надо сказать, что формально в Северодонецке существует несколько общественно-политических печатных изданий - «Мой город», «Северодонецкая правда», «Третий сектор», но все они на данный момент не выходят, существуют лишь интернет-версии.

Единственная газета, которая выходит еженедельно и которую можно купить в точках продажи прессы — это коммунальная газета «Северодонецкие вести», печатный орган Северодонецкого горсовета.

Такая же ситуация и с интернет-изданиями. Фактически все областные интернет-сайты, редакции которых находились в Луганске, либо выехали на другие территории и превратились в ретрансляторы всеукраинских новостей либо прекратили работу. В Северодонецке работают лишь те несколько местных сайтов, которые существовали ранее - «Северодонецкие страсти», «Сегодня в Северодонецке», «Мой город», «Северодонецк онлайн», «06452» и т. д.

Единственное исключение — издание «Трибун», выехавшее из Луганска и сегодня присутствующее в медиапространстве Луганской области и в печатном виде (еженедельная газета, которая распространяется бесплатно) и в электронном (интернет-сайт).

Чем являются эти СМИ по факту?

Штат местных СМИ сильно урезан, этим объясняется то, что в некоторых из них количество перепечаток и сообщений пресс-служб составляет более пятидесяти процентов контента. Например, на сайте «06452» этот показатель в некоторые дни доходит до 85%, на сайте «Мой город» – 75%. Практически все сообщения пресс-служб подаются в оригинальном виде без редактирования текста.

При этом, хотя все издания являются местными, местных новостей в них очень мало — процент местных общественно важных новостей не превышает 50%, а в большинстве СМИ колеблется на уровне 5-25%. Например, на сайте «Северодонецкие страсти» самый высокий показатель  - 35%, на сайте «Мой город» - 25%. В газете «Трибун» - 21%, в газете «Северодонецкие вести» - 19%. Иногда этот показатель вообще равен нулю.

Не исключение и областной телеканал ЛОТ — здесь процент местных общественно важных новостей также не превышает показатель 37%. За исключением одного дня, когда практически весь выпуск новостей был посвящен местным событиям — взрыву склада боеприпасов в городе Сватово.

Отдельным блоком на ЛОТе выходит дайджест новостей о событиях на неподконтрольной территории. Считать это местными новостями и вообще новостями сложно — это нарезка видео из новостей сепаратистских телеканалов с очень субъективными комментариями ведущего.

Проблема, как уже было указано выше, сводится к тому, что делать репортажи с места событий и писать о том, что происходит в городе и регионе некому, поэтому СМИ просто компенсируют отсутствие собственных материалов перепечатками.

Видимо, по той же причине очень мало информации о вынужденных переселенцах, АТО и волонтёрских инициативах. А то, что есть — в основном, перепечатки из других источников или опять-таки тиражирование информации пресс-служб. Парадоксально, но в регионе, для которого эта информация теоретически должна быть актуальна и востребована, по этим категориям новостей мы видим лишь единичные публикации. На телеканале ЛОТ за период с  15 октября по 15 ноября на эту тему не вышел ни один сюжет. В газете «Северодонецкие вести» за тот же период — ни одного материала по теме АТО и всего два материала по теме ВПЛ. В интернет-СМИ ситуация несколько отличается в сторону больших количественных показателей, но таких материалов там, за редким исключением, не более 5-10%. Комплексно темы АТО и ВПЛ не освещает ни одно местное СМИ.

Пиар и «паркет»  наше все?

Больная тема — материалы заказного характера. В луганских СМИ их всегда было предостаточно. Однако в новых условиях тематика «джинсы» резко сузилась. Теперь это всего лишь два направления — продвижение интересов представителей БПП «Солидарность» и критика местной власти, представленной бывшими членами «Партии Регионов» , в частности, критикой городского головы Северодонецка Валентина Казакова. Исключение — газета «Северодонецкие вести», которая специализируется на пиаре местной власти. Здесь практически любой материал о событиях в городе начинается, как правило, со слов: «Городской голова Валентин Казаков посетил (поздравил, заявил, рассказал — нужное подчеркнуть)». В некоторых выпусках газеты политическая «джинса» , в основном, касающаяся деятельности городской власти, превышает 40%.

Но особенно впечатлил выпуск газеты «Трибун», учредителем которой является глава местной ячейки БПП и начальник департамента массовых коммуникаций обладминистрации, от 17 октября. Из 19 материалов в газете 17 оказались политической «джинсой» БПП «Солидарность». Разумеется, без пометки «политическая реклама». В других выпусках газеты количество «джинсы» также впечатляющее — 30-40%. Всё это либо откровенная реклама БПП либо «паркетные»  материалы о деятельности главы Луганской обладминистрации.

Впрочем, кто платит — тот и заказывает музыку. Региональные печатные издания давно превратились в рекламные листовки, продвигающие  интересы тех или иных политических сил. Все они финансируются, полностью или частично, за счёт представителей этих политических сил. О какой-то самоокупаемости речи вообще не идёт.

Что касается телевидения, то «джинса» на ЛОТе — это исключительно паркетные»  материалы областной администрации. Других материалов, имеющих признаки заказных, замечено не было. Процент таких материалов в разных выпусках колеблется от 0 до 42%.

Телеканал «Ирта», собственником которой является экс-нардеп Владимир Ландик, в основном в плане «джинсы» злоупотребляет демонстрацией материалов, являющихся личным пиаром Ландика. В частности, это регулярные видео прес конференции с его участием.

Показатель «джинсы» в интернет-СМИ значительно ниже по сравнению с ТВ и прессой. Этот показатель колеблется в пределах 15-17%, иногда выростая до 30%.

Таким образом, реальность северодонецких медиа сегодня — это критический минимум местных общественно-важных новостей, большое количество перепечаток сообщений пресс-служб и засилье политической  «джинсы» .

Сергій Сакадинський, регіональний представник ІМІ в Луганській області

Аналіз проводився за підтримки Української ініціативи з підвищення впевненості (UCBI), що фінансується Агенством США з міжнародного розвитку (USAID).

 

Фото: "Медіапорт"

Liked the article?
Help us be even more cool!