Локальні новини в сіверодонецьких ЗМІ: джинса, паркет і "клікабельні заголовки"
Медиарынок Северодонецка демонстрирует отсутствие конкуренции и устойчивые тенденции к сокращению печатных изданий. В информационном потоке, при минимуме собственных оригинальных материалов, преобладают релизы пресс-служб и узконаправленная политическая «джинса», отображающая позицию фактически только одной политической силы. Такие темы как сфера ЖКХ и деятельность волонтёров и общественных активистов практически полностью игнорируются.
Местное ТВ — однообразие сюжетов
В мониторинг попал только один телевизионный канал — ЛОТ как единственный доступный. Второй областной телеканал — ИРТА — не имеет онлайн-вещания, не выкладывает выпуски новостей в интернет и доступен для просмотра только в эфире.
Структура выпусков новостей телеканала ЛОТ укладывается в следующую схему. В самом начале — местная топ-новость, затем два-три паркетных материала, главными героями которых, как правило, являются глава военно-гражданской администрации Георгий Тука и его заместители. После этого - «цитаты великих»: один-два сюжета, в которых воспроизводятся заявления первых лиц государства (обычно закадровым голосом диктора на фоне демонстрации фото соответствующей персоны). Далее - «дайджест новостей с оккупированных территорий», представляющий собой нарезку видео сепаратистских телеканалов с YouTube с чрезмерно эмоционально окрашенными закадровыми комментариями ведущей. В конце выпуска — репортаж с выставки, концерта, конференции или иного мероприятия и международные новости, как правило, состоящие из одного сюжета на тему «как плохо сейчас в России».
Пример стандартного выпуска новостей на телеканале ЛОТ:
Местные новости на телеканале составляют чуть больше половины — 54-63%. Это без учёта дайджеста новостей из Луганска, которые мы не относим к местным и не оцениваем, поскольку эти дайджесты вообще сложно назвать местными новостями, а тем более оценить с точки зрения стандартов. Все сюжеты соответствуют стандарту достоверности — ведущая ссылается на источники информации либо сюжет снят непосредственно корреспондентами телеканала. По сравнению с октябрём-ноябрём в феврале-марте существенно выросли показатели баланса и отделения фактов от комментариев. Это, скорее всего, связано с тем, что первая волна мониторинга проводилась в период предвыборной кампании, и в сюжетах телеканала наблюдался явный перекос в освещении событий в пользу определённых политических сил.
Пресса в Северодонецке — пациент скорее мёртв
Печатные СМИ уходят из Северодонецка. Фактически, на момент проведения второй волны мониторинга, в городе регулярно выходила и была доступна читателям только одна местная общественно-политическая газета — издание Северодонецкого городского совета «Северодонецкие вести». Газета выходит еженедельно, по пятницам и содержит наибольшее количество новостей в сравнение с другими местными СМИ — этот показатель стабильно на уровне 95-97%.
Достоверность публикуемых материалов на довольно высоком уровне — 80-90%. Ситуацию портят только откровенно «джинсовые» материалы, источник информации в которых зачастую непонятен.
Являясь рупором местной власти, газета демонстрирует полную лояльность к власти. Ни одного критического материала в отношении местной власти в газете нет. В то же время она уделяет большое внимание местным проблемам — это единственное СМИ, в котором во второй волне мониторинга были обнаружены материалы, касающиеся ЖКХ. Правда, оба эти материала оказались релизами пресс-службы горсовета.
В связи с этим присутствуют серьёзные проблемы с соблюдением стандарта баланса мнений. В первой волне мониторинга этот стандарт не соблюдён ни в одной из проанализированных публикаций, а во второй волне ему соответствуют только 2% публикаций.
Помимо «Северодонецких вестей», в Северодонецке номинально существует ещё несколько общественно-политических газет, которые либо выходят нерегулярно и не имеют понятной и доступной системы распространения либо в последнее время не выходят вообще. В числе газет, прекративших выход в последнее время — газета «Трибун», издаваемая в городе Рубежное и распространяемая в регионе. В связи с чем данная газета попала в первую волну мониторинга, а во вторую не попала.
Газета «Трибун» публиковала местных новостей менее половины от общего количества — в октябре-ноябре этот показатель составлял 47%. Также очень малое количество материалов в газете подготовлено журналистами. Среди публикаций о деятельности местной власти преобладает «паркет», а во время предвыборной кампании газета была переполнена политической джинсой кандидатов от партии «Блок Петра Порошенко». В одном из выпусков газеты, например, из 19 материалов 17 были политической рекламой без соответствующей пометки.
Тем не менее, показатели, достоверности баланса и отделения фактов от комментариев в «Трибуне» выше, чем в «Северодонецких вестях» (достоверность — 91,67%, баланс — 8,33% и отделение фактов от комментариев — 41,67%).
Онлайн-медиа — ретрансляторы пресс-служб
В регионе работает до десяти более или менее посещаемых и известных интернет-сайтов, имеющих стабильную аудиторию. Однако при этом все они большую часть информации о событиях в регионе подают в виде пресс-релизов пресс-служб различных ведомств. Так, в публикациях, касающихся работы местной власти, на отдельных сайтах (например, сайт 06452.com.ua в октябре-ноябре) пресс-релизы составляют 100%. На других сайтах этот показатель не опускается ниже 75%.
Оригинальные местные новости на сайтах — это почти исключительно репортажи с каких-либо событий.
Достоверность публикуемой информации составляет 81-96%. По некоторым сайтам она могла бы быть и стопроцентной, однако зачастую редакторы ленты новостей просто забывают ссылаться на источник — то есть из новости понятно, что это пресс-релиз обладминистрации, и такой же точно текст стоит на других сайтах со ссылкой на пресс-службу ВГА, но в данной конкретной публикации источник просто не указан.
Хуже всего дело обстоит с балансом. Вообще оценивать новости в интернете на предмет баланса — дело неблагодарное, поскольку большинство сайтов зачастую заполняют ленту новостями «одной строкой», где ни о каком балансе речь не может идти в принципе. При этом, если центральные онлайн-медиа стараются, по крайней мере, в бэкграунде к новости давать ссылки на публикации, отражающие мнение другой стороны, то региональные сайты этот момент напрочь игнорируют.
С отделением фактов от комментариев тоже присутствуют проблемы. Хотя, в целом, половина или больше материалов этому стандарту соответствует, тем не менее журналисты зачастую слишком эмоционально или субъективно подают информацию. Отдельная тема — заголовки. Редакторы местных сайтов, очевидно, посетили какой-то тренинг по написанию «продающих заголовков», поэтому лента новостей переполнена заголовками вроде: «Шоу для нардепа: Луганщину посетил скандальный политик», «Севередонецкие депутаты знаково наказали одиозного Ефремова»,
«В Луганской области похоронили жестоко убитого мэра», «В полиции рассказали о посылке несущей смерть из Луганщины во Львов» и так далее.
Джинса и власть
Первая волна мониторинга попала как раз на завершающую фазу предвыборной кампании, а вторая — на неделю перед празднованием 8 марта. Что обусловило количество и специфику местной джинсы. В первом случае — это политическая джинса кандидатов и партий, а во втором — многочисленные поздравления местных медиа-персон.
Что касается политической джинсы, то во время предвыборной кампании её количество, в ряде случаев, составляло большую часть публикуемых материалов. Большая часть заказных материалов — реклама БПП и кандидатов этой партии. Исключение — газета «Северодонецкие вести», изо всех сил пиарившая действующего мэра и кандидата в мэры Валентина Казакова. Едва ли не каждая вторая новость содержала упоминание о нём. Даже репортажи об открытии выставки или концерте начинались со слов «Валентин Казаков посетил...». Впрочем, во второй волне мониторинга «Северодонецкие вести» тоже отличились — предпраздничный выпуск газеты был забит поздравительными пресс-релизами различных организаций и поздравлениями известных и не очень медиаперсон.
Отдельная тема — освещение в СМИ деятельности местной власти. Вообще все СМИ до сих пор демонстрировали лояльное отношение к местной власти, как к областной, так и к городской. В первой волне мониторинга во всех печатных и онлайн СМИ деятельность власти освещалась исключительно позитивно — 100% материалов о власти отмечены как таковые. Только на телеканале ЛОТ 43% сюжетов о власти имели нейтральную окраску.
Во время второй волны мониторинга ситуация изменилась. В городе произошёл переворот местного масштаба — местные депутаты отправили в отставку мэра Валентина Казакова, а исполнять его обязанности назначили представителя Радикальной партии Григория Пригебу. Это, в свою очередь, вызвало негативную реакцию областной власти и представителей БПП и появление соответствующих публикаций, имеющих признаки джинсы. В лентах новостей замелькали заголовки вроде: «"Недомэр" в одном из городов в Луганском регионе захватывает исполком» и т. п. В связи с чем часть материалов о местной власти приобрела явно негативную окраску. Исключение — телеканал ЛОТ, освещающий события в Северодонецком горсовете нейтрально, и газета «Северодонецкие вести», демонстрирующая лояльность к новой местной власти так же как и к предыдущей.
Текст: Сергій Сакадинський, регіональний представник ІМІ в Сіверодонецьку.
Help us be even more cool!